ПРАЗДНИКИ
Условно их можно подразделить на религиозные и языческие, которые отмечаются неофициально. На большую часть языческих празднований жрецы Всеединого просто закрывают глаза, хоть и не одобряют их: коренным образом с догматами веры они не расходятся. Конечно, в своих смягченных, измененных формах, а не изначальных, все еще сохранившихся в глуши. Впрочем, и кое-где в окрестностях столицы древние традиции чувствуют себя весьма и весьма неплохо...
Следует сказать, что здесь приведены праздники, общие для обитающих на землях Ангвара коренных народов. Так, например, дни почитания предка-зверя у различных родов тайветту могут совершенно не совпадать, а у орлян подобные обычаи и вовсе отсутствуют.
религиозные праздники
В эти дни традиционно запрещено заниматься какой-либо физической работой, а в храмах проходят службы (причем обряды, такие, как свадьба или похороны, переносятся на другие, обычные дни). В основном религиозные праздники связаны с именами семи пророков веры во Всеединого и совершенными ими, по преданию, чудесами и подвигами.
- обретение Книги неба; 7 березеня;
Согласно преданию, именно в этот день Артеем были записаны первые главы Книги неба, полученные им от Всеединого. Пожалуй, это главный праздник, установленный религией. Иное его название - "день радости", но радости тихой и спокойной. Безудержные гуляния мало того что не приветствуются, так еще и прямо порицаются.
- откровение Партана; 23 березеня;
Службы в храмах в этот день посвящены Партану, судьба которого служит доказательством того, что в мире нет ничего невозможного - неграмотный пастух после беседы, как считается, лично со Всеединым, обрел красноречие и дар лечить животных. В посвященный его памяти день принято зажигать сушеную полынь и окуривать ею скот; считается, что это убережет его от болезней на весь год.
Мясо в этот день есть запрещено в память о заблудившемся теленке, поиски которого и привели Партана на место его встречи с Всеединым.
- оживление мертворожденного Наидой; 1 цветеня;
Службы в храмах в этот день проводятся в честь покровительницы женщин, мужчины за исключением жрецов в храмы не допускаются. День этого праздника традиционно считается лучшим для того, чтобы попросить об исцелении своего ребенка, помощи ему в каких-либо проблемах... а то и вовсе о рождении долгожданного сына или дочери.
Наида при жизни очень любила цветы, поэтому ими повсеместно украшают храмы; а у кого есть такая возможность и желание, то и собственные дома. Единственное условие - мужские руки к этому делу прикасаться не должны.
- нахождение Демотом пропавшего сына императора среди воров; 5 липеня;
В этот день традиционно проводятся службы за здравие всех власть имущих, а также за стабильность и крепость государства. Широко этот праздник не отмечается, так как, по сути, не касается большей части ангварского населения. Впрочем, в его отношении существуют и определенные традиции - так, князь в этот день обычно освобождает от наказания троих преступников, на которых падает выбор народа.
Стол в этот день согласно канонам должен быть полной чашей; поэтому и каких-либо ограничений в пище не устанавливается.
- превращение Леонтом колоса в сноп; 16 серпеня;
Молитвы всех жрецов в этот день обращены к этому пророку, прося его умолить Всеединого благословить урожай на крестьянских полях. По поверью, если в этот день пройдет дождь, то итоги уборки зерна с полей будут рекордными по его количеству и качеству.
Традиционно для этого праздника печется особый хлеб - "леонтий", с изображением скрещенных серпов на корке. Бедные же получают по куску этого хлеба от большого каравая, который печется в храме.
- создание Тарайей чудесного кувшина; 14 желтеня;
В этот день в храмах принято освящать сосуды для воды; согласно преданию, набранная в роднике и освященная вода на семь дней приобретает целебные свойства, а также способность придать крепости ремесленному инструменту, который ею часто окропляют.
Хорошей приметой считается, если в этот день будет стоять солнечная погода; дождь же, а тем более гроза, считаются предвестниками неудачи для ремесленника; особенно если под него попадут сам ремесленник либо его изделия.
- победа Артея над морским змеем; 3 снеженя;
В храмах совершаются богослужения, сопровождающиеся обращениями к этому пророку. Именно в этот день, как считается, врата Счастливых Садов открыты для всех, поскольку Артей-путешественник облегчает усоспшим и путешествие в лучший мир, помогая им победить зло в самих себе и очистить душу.
Особенность этого праздника - запрет на употребление в пищу рыбы; согласно преданию, Артей принял обет не есть рыбу до конца своих дней после того, как косяк рыб-мечей помог ему одержать победу над чудовищем.
- разведение Бирой огня на снегу; 4 лютеня;
В этот день в храмах обычно добывают огонь трением, частичку которого после службы волен унести с собой любой прихожанин, чтобы разжечь уже свой очаг. Также на эти двадцать четыре часа запрещено отказывать кому-либо в пище и ночлеге - каким бы этот человек ни был. Впрочем, и кара для нарушившего законы гостеприимства гостя становится куда суровее.
Этот день - день строгого поста, когда от восхода до заката разрешено пить только воду. Но это не распространяется на детей, а также тех, кто стар либо болен.
языческие праздники
- конец зимы; плавающая дата;
Конец зимы знаменует начало ледохода на той реке, возле которой стоит поселение; логично, что в разных частях страны эта дата различается. Считается, что в этот день зима начинает утрачивать свою власть над миром. А, значит, следует свету и теплу в этом деле помочь. Как правило, это принимает форму народных гуляний на речном берегу - с весельем, плясками, горячими пирогами и блинами, соревнованиями в сообразительности и удали. В более глухих районах княжества к этому подходят еще более ответственно, обставляя все как ритуальное действо - с взятием загодя выстроенного из снега и льда "замка Зимы", падение которого символизирует и падение ее власти над миром. Впрочем, эта традиция официально запрещена - слишком уж часто выстроенное ледяное сооружение напоминает замок МакТиров в Тирхайте.
- "ночь, когда можно все"; 7 липеня;
С этой датой связано много традиций и суеверий. Кто-то ищет волшебные цветы, расцветающие лишь на одну ночь и обладающие чудесными свойствами. Кто-то - встречи с лешими, кикиморами и оборотнями, которые перестают прятаться и проявлять агрессию к человеку. А кто-то просто сходится на ночные гуляния, чтобы развести костер, потанцевать, попеть старые ритуальные песни, пустить по волнам венки из лесных трав...
Но есть у этого праздника и еще одна сторона, за которую этот праздник преследуется жрецами Всеединого. В эту ночь все друг другу женихи и невесты, независимо от брачных уз, наложенных жрецами; значение имеют разве что родственные. Собственно, именно за это она и получила свое название.
- ночь предков; 1 лиственя;
Согласно поверью, в эту ночь умершие приходят к очагам своих потомков. И ее полагается провести вместе с ними - повеселить песнями и рассказами, согреть теплом огня, накормить едой живых. Спать уходят только за пару часов до рассвета, оставляя пращурам еду, питье и свои ложки. И если кто-то наутро обнаружит свой столовый прибор лежащим чашечкой вниз - значит, предки предупреждают его о предстоящей беде.
Считается, что этой ночью особенно раскованно ведет себя разная нечисть - духи, русалки, водяные... и именно поэтому верящие в них люди не покидают пределы своих дворов, пользуясь защитой предков. А те, кто не имеет такой возможности - находится в пути либо просто утратил всякую память о пращурах, запасается различными амулетами.